«Образовательный мультимедийный проект «РОССИЯ СЕГОДНЯ»
Сегодня потребность российского общества в подлинных исторических знаниях актуальна как никогда. Однако, к сожалению, сейчас мы все чаще сталкиваемся с резким падением исторической грамотности в обществе, особенно среди молодежи. Наши соотечественники не только не помнят и не знают историю начала - середины XX века, но зачастую не ориентируются и в событиях новейшей истории конца 1980-х – начала 2000-х годов. При этом на сегодняшний день в России нет ни одного крупного государственного музея, в экспозиции которого были бы подробно и на современном уровне отражены исторические вехи новейшего времени: перестройка, крушение Советского Союза, эпоха 1990-х, не говоря уже о событиях последних 10 -15 лет.
Между тем, отсутствие знаний об истории 1990-х – 2000-х у молодого поколения создает опасность мифологизации этого периода. Мы уже видим реальные попытки идеализировать эпоху 1990-х годов, принципиально противопоставить ее всей предыдущей истории страны как единственный период свободы и благополучия. В результате в общественном сознании начинает формироваться миф об утраченных годах свободы и времени безграничных возможностей для самореализации и процветания.
На встрече с молодыми учёными и преподавателями истории, состоявшейся 4 ноября 2014 года в Государственном центральном музее современной истории России, Президент России В.В. Путин назвал незнание современной молодежью истории чрезвычайно печальным и тревожным явлением, «настоящей катастрофой» и «таким провалом в работе государства, который не с чем сравнить». На встрече неоднократно отмечалась нехватка достоверных исторических материалов для полноценного преподавания современной истории России. Это тем более удивительно, что сегодня информация становится все более доступной: это и интернет-источники, и электронные каталоги библиотек и архивов, и виртуальные музейные проекты, и научно-популярные издания.
Именно поэтому сейчас остро встает вопрос не просто наличия материалов по истории, а доступности по-настоящему достоверной, научной информации. Проблема заключается в том, что среди доступной широкой аудитории исторической литературы попадается большое количество изданий, научный уровень которых не выдерживает критики. Более того, зачастую под видом научной сенсации читателям, в первую очередь молодому поколению, преподносятся псевдонаучные факты и прямые фальсификации, зачастую носящие антироссийский характер и направленные на формирование у населения России негативного отношения к своему прошлому.
Поэтому реализация «Образовательного мультимедийного проекта «РОССИЯ СЕГОДНЯ» в первую очередь была обусловлена необходимостью формирования в общественном сознании, и прежде всего - у молодёжи, объективного, всестороннего и аргументированного представления о месте и роли современной России в динамично меняющемся мире и стоящих перед ней задачах в XXI веке.
Федеральная и региональная значимость, актуальность и востребованность проекта состоит в том, что он обеспечивает доступ к дополнительной достоверной информации по новейшей отечественной истории и обществознанию для всех на все социальные категории и возрастные группы граждан России - в том числе живущих в отдаленных регионах России, прежде всего - на учащуюся молодёжь.
В современных политических условиях именно вопросы национальной и исторической идентичности становятся для российского общества определяющими. Только глубокое знание прошлого своей страны позволяет человеку почувствовать себя гражданином и патриотом. Понимание сути как исторических, так и современных процессов являются лучшим базисом для формирования единого солидарного российского общества.
Стремительное распространение информационных технологий и растущие запросы аудитории требуют обязательного продвижения в информационном пространстве наиболее значимых выставочных и образовательных проектов российских музеев исторического профиля.
Проект «РОССИЯ СЕГОДНЯ» основан на интеграции информационно-образовательного пространства и современных мультимедийных технологий, направлен на сохранение и популяризацию исторического и культурного наследия России, усвоение духовно-нравственных ценностей, поддержание культурно-исторической идентичности.
При реализации Проекта учитывалось, что образовательные мультимедийные программы должны быть разработаны на основе первоисточников, документальной хроники, архивных материалов, статистических данных, наглядных графиков, диаграмм, информационно-справочных текстов. Поэтому основным партнёром в реализации Проекта был выбран Государственный центральный музей современной истории России, который является одним из крупнейших музеев федерального значения, специализирующихся на изучении и презентации новейшей отечественной истории.
Учитывая значимость Проекта по распространению в российском обществе достоверной информации об основных направлениях развития и культурно-историческом наследии современной России, партнером Проекта выступил Государственный центральный музей современной истории России, что позволило интегрировать интерактивные образовательные мультимедийные программы Проекта и мультимедийную программу повышенной сложности - интерактивной многофункциональной карты с видеоинсталляциями «Россия – Родина моя» в постоянно действующую новую экспозицию музея «Россия. XXI век: вызовы времени и приоритеты развития».
Уникальность образовательного мультимедийного проекта «РОССИЯ СЕГОДНЯ» также заключается в разработке программ, обеспечивающих функционирование как на отдельных персональных компьютерах пользователей, так и для проведения презентации Проекта и последующего использования на аппаратно-программной платформе экспозиции музея с интерактивными киосками, рассчитанной на посещаемость с годовой аудиторией не менее 300 000 человек.
В процессе реализации проекта «РОССИЯ СЕГОДНЯ» был подготовлен контент 24 дидактических мультимедийных программ для углублённого изучения важнейших аспектов новейшей отечественной истории и обществознания с дополнительными возможностями для их анализа, самостоятельной оценки и проверки полученных знаний.
Работа по подготовке контента проходила с учётом государственного образовательного стандарта Российской Федерации в тесном сотрудничестве с ведущими российскими учёными, музеями, архивами, библиотеками, информационными агентствами, специалистами по современным мультимедийным технологиям и цифровому дизайну.
На основе первоисточников, полученных в ведущих архивах и музеях г. Москвы, созданы многоуровневые дидактические мультимедийные программы, где раскрываются следующие темы:
Доминантой программы об укреплении единства российской нации как мощного ресурса гармоничного развития страны с учётом полиэтничности и многоконфессиональности Российской Федерации стала интерактивная карта с видеоинсталляциями «Россия – Родина моя», дающая возможность увидеть уникальность природных и культурных богатств страны, узнать специфику развития регионов, познакомиться с картами народов и религий, данными переписей населения 2002 и 2010 гг. и др.
Полностью разработаны и созданы 24 мультимедийные образовательные программы по истории современной России, по следующим темам:
- «Основные направления развития страны в 1985-1999 гг.»;
- «Новые явления в общественной жизни страны периода перестройки»;
- «Распад СССР»;
- «Кризисные явления в управлении государством в начале 1990-х гг.»;
- «Многообразие политических партий и движений 1990-х гг.»;
- «Либерализация и особенности приватизации российской экономики. Дефолт 1998 г.»;
- «Основные направления общественно-политического развития Российской Федерации в начале XXI в.»;
- «Преодоление вызовов рубежа XX-XXI вв.: антитеррористическая деятельность Российской Федерации»;
- «Я –гражданин, я –выбираю! Механизм выборов в современной России»;
- «Воссоединение Крыма с Россией»;
- «Деятельность России в международных организациях: ООН, ОБСЕ, БРИКС, ШОС, АТЭС, ЕАЭС, Таможенный союз. Российские миротворческие силы»;
- «Основные приоритеты развития Российской Федерации в начале XXI в.»;
- «Реализация отраслевых программ импортозамещения в Российской Федерации»;
- «Инвестиции в человеческий капитал»;
- «Единство и многообразие Современной России»;
- интерактивная карта «Россия – Родина моя»;
- «Восстановление преемственности духовных традиций в условиях вызовов современности»;
- «Преемственность поколений, сохранение духовных и нравственных традиций современного российского общества»;
- «Сохранение исторической памяти. Ценностные основы жизни современного российского общества»;
- «Символы современной России»;
- «Основные направления развития современной культуры как стратегического ресурса развития страны»;
- «Существующие, восстановленные и вновь создаваемые культурные памятники Российской Федерации»;
- «Россия как цивилизация»;
- «Дидактический и тестовый материал по новейшей истории России и обществознанию».
Интеграция информационно-образовательного пространства и современных мультимедийных технологий позволяет сохранять и популяризировать историческое и культурное наследие России, духовно-нравственные ценности, культурно-историческую идентичность. Разнообразные по тематике образовательные мультимедийные программы на основе первоисточников, документальной хроники, фрагментов интервью наших современников, статистических данных, наглядных графиков, диаграмм, информационно-справочных текстов и современных технологий позволяют сформировать цельное представление о достижениях и величии современной России, дополняют учебные программы по новейшей отечественной истории и обществознанию. Реализация Проекта стала важнейшим шагом по изучению и распространению в российском обществе достоверной, полной информации об основных направлениях развития и культурно-историческом наследии современной России.
Особенно это было отмечено на презентации Проекта, прошедшей 29 июня 2016 года в Государственном центральном музеем современной истории России. В презентации приняли участие ведущие специалисты по изучению истории современной России, доктора, кандидаты исторических наук, преподаватели и учителя истории (список специалистов прилагается).
Участники презентации отметили, что Проект на сегодняшний день не имеет аналогов, а формат его реализации за счет интеграции информационно-образовательного пространства и современных мультимедийных технологий позволяет сформировать глубокое изучение современной истории России, как школьникам, так и студентам высших учебных заведений. Так была достигнута договоренность о проведении мероприятий по разработке методики изучения современной истории России на основе использования 24 мультимедийных образовательных программ по истории современной России, включающей: предварительное изучение материала на основе образовательной программы, ознакомление с архивными материалами и экспонатами Музея по данному этапу истории России, закрепление материала с использованием образовательной программы.
Благодаря сотрудничеству с Государственным центральным музеем современной истории Россиии включению Проекта в
постоянно действующую новую экспозицию «Россия. XXI век: вызовы времени и приоритеты развития» ежегодно более 300 000 посетителей музея смогут ознакомиться с мультимедийными программами, что говорит о безусловной его успешности.
Также программы были переданы общероссийской общественной организацией Общество «Знание» России для использовании мультимедийных программ Проекта в повседневной деятельности лекторов Общества в 60-ти регионах России.
Образовательные мультимедийные программы на электронном носителе отправлены во все субъекты Российской Федерации для их дальнейшего распространения в региональные образовательные, культурные и социальные центры, вузы, колледжи, суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, школы-интернаты, библиотеки. Это значительно повысило федеральную значимость, актуальность и востребованность проекта, расширяет доступ наших граждан, в том числе и проживающих в отдалённых регионах России, к достоверной информации на основе первоисточников об основных направлениях развития и культурно-историческом наследии современной России.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015.